Это не перевод. Скорее — вариациии на тему широко известного факта, на который тем не менее стоит еще раз обратить внимание.
Итак, Польша была одной из первых европейских стран, в которой женщины получили избирательное право. Это можно прочесть в любом справочнике (исключением являются те, которые изданы на русском языке; почему так, гадайте сами, я сама только что об этом узнала и пока просто в полном недоумении).
Но тут необходимо некоторое уточнение. Избирательное право состоит из двух частей — права избирать и права быть избранным(ой). Так вот, право женщин участвовать в голосовании с теми или иными ограничениями действительно появлялось в разных точках земного шара очень давно, в Америке — аж с 18 века. Но с правом быть избранными польки опередили всех. Англичанки получили его только в 1928 году, в Швеции, Испании и Португалии такое право действовало с 1931 года, во Франции с 1944, в Италии с 1945, а в Швейцарии только с 1971 года.
При этом суфражисток в Польше не было. Полькам было не до этого. Помните картину Артура Гроттгера «Проводы повстанца»? /для тех, кто не помнит — в 1-м комментарии/ Она не просто так стала своеобразным символом Январского восстания. Роль женщин в истории Польши вообще и 19 века в частности очень трудно не только переоценить, но и описать словами, во всяком случае — несколькими.
Обеспечивали надежный тыл? Были хранительницами традицй, ценностей и того польского духа, который, собственно, и поднимал повстанцев на бой? Безусловно так. А еще непосредственно участвовали в подготовке восстаний, были членами всех подпольных организаций и что за этим следовало — становились ссыльными, так же, как и мужчины. Но была еще одна миссия. В восстаниях гибли лучшие. И польские вдовы должны были растить
сыновей. равных отцам по мужеству и силе духа. Так что женское воспитание в Польше 19 века, да и 20 тоже, это совсем не то, о чем вы подумали.
То, что Пилсудский 28 ноября, то есть уже через 2 недели по возвращению Польше независимости, подписал указ, дающий женщинам право избирать и быть избранными, было всего лишь логично. Даже странно было бы, будь иначе. Однако современным феминисткам
такая историческая картинка кажется неправильной. Что, вот прямо так без борьбы на английский или французский манер? И зонтиками по чугунной ограде не стучали, и витрин не били, и почтовых ящиков не поджигали? Время от времени в интернете появляются мифы о том, что все-таки стучали, били и поджигали. Была, была борьба. Но мифы эти оказываются нежизнеспособными, поскольку лишены исторических оснований, а как ни странно, толика правды мифам нужна для того чтобы жить.
Приходится довольствоваться утверждением, что Пилсудский подписал указ под влиянием своей жены Александры. Не смею спорить, хотя следов упорного сопротивления Пилсудского этому влиянию история не зафиксировала. Но от Адама и Евы в истории человечества мало что происходило без женского влияния. Это, можно сказать, закон природы.
Иногда мне кажется, что современные феминистки — это люди, которые вопреки этому закону родились без природной способности такого влияния, ну, как бывает рождается человек без слуха или зрения. Их жаль, конечно, потому что права не могут заменить влияния, как ни один самый совершенный слуховой аппарат не может заменить обычного слуха.
Но это уже совсем другая тема. А по данной — у меня всё.
Немає коментарів:
Дописати коментар